Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita
Guest |
/ #54572011-12-20 13:59Третий Рим Материал из Википедии — свободной энциклопедии Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся (использующаяся) для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран, как преемников Римской империи. Эта идея, основанная на концепции «переноса империи» (translatio imperii), использовалась для легитимации притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению к Византии. Содержание 1 Южнославянские идеи 2 Русская концепция третьего Рима 3 Статья Е. Шмурло из ЭСБЕ 3.1 Преемство наследования 3.2 Второй Рим 3.3 Падение Константинополя 3.4 Третий Рим 4 Идеи Третьего Рима в Италии 5 Примечания 6 Литература 7 См. также 8 Ссылки Южнославянские идеи В XIV веке сербский царь Стефан Душан и болгарский царь Иоанн-Александр, имевшие родственные связи с византийской династией, объявляли себя наследниками Рима. В болгарской письменности встречается идея, что новым Константинополем является Тырново, тогдашняя столица болгарского государства. Русская концепция третьего Рима Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров. Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации В. С. Иконникова[1]. Согласно данной точке зрения в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем[2] (первое, адресованное дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильному совершению крестного знамения и проблеме распространения мужеложства): Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, заповѣди, еже положиша твои прадѣды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе»[3]. Собственно формулировка идеи третьего Рима содержится в словах: «Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть Ромеиское царство: два убо Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти. <…> да вѣсть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во всей поднебесной христианом царь <…> якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣмъ не останется, по великому Богослову[4].»[5][3] Шапка Мономаха Наряду с этой, существуют и иные точки зрения о времени генезиса и авторстве идеи «Москва — третий Рим». В частности, — мнение, что в действительности впервые концепция была выдвинута несколько ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492 год), Филофей же лишь "обосновал" её в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества. Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и многие другие (например "коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям) присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху и целым рядом иных текстов. Характерно, что в киевских текстах о этих "подарках" нет и упоминания. Аналогично, "шапка" - изделие гораздо позднего периода, наиболее вероятно татарской работы, "яблоко и крест" на которой появились не ранее XVIв. Радикальную критику концепции средневекового происхождения теории «Москва — третий Рим» дал Н. И. Ульянов[6]. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, то есть связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени. Статья Е. Шмурло из ЭСБЕ Герб Палеологов, последней императорской династии Восточной Римской империи. Герб Российской империи Представление о Москве, как о Третьем Риме, сложилось среди русских людей XVI в. на почве политических и религиозных воззрений, в связи с явлениями общеевропейской истории. Преемство наследования Основная его мысль — преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Ход развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим — вечный город, urbs aeterna). Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два — светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. Так, в обновленной форме священной римской империи возродилась в средние века идея древнего мира; языческий orbis terrarum превратился в tota christianitas. По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Зап. Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; на греческом Востоке — византийского императора и патриарха (точнее: собор духовных лиц). Названия западной и восточной империи — лишь обозначение реальных фактов, но не идейных, ибо и та, и другая империя считала только себя единою, всемирною, исключая возможность существования другой. Отсюда раскол политический и церковный, противопоставление православного Востока латинскому Западу. Императоры византийские видели в Карле Великом бунтовщика, дерзкого узурпатора; ни за Оттонами, ни за Гогенштауфенами они не признавали прав на императорскую корону; германо-романский мир платил им тою же монетою; параллельно этому, представители церквей слали проклятия один другому. Обе стороны были искренно убеждены в собственной справедливости и в этом смысле воспитывали людей своего круга. Таким образом католические народы восприняли мысль, что «Священная Римская империя германской нации», с папой и императором во главе, есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле; народы православные, наоборот, видели в византийском императоре своего верховного главу, а в патриархе константинопольском, совместно с другими — истинного представителя вселенской церкви. Второй Рим Под углом этих последних воззрений воспитывалась и Россия. До XV века она считала себя покорною дочерью Константинопольского (Вселенского) патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских как бы вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена. Флорентийская уния (1439) пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; обаяние Византии как хранительницы заветов православия исчезло, а с ним и право на главенство политическое. Падение Константинополя Последующее падение Константинополя (1453), понятое как Божия кара за отпадение от веры, ещё более укрепило новый взгляд. Но если «Второй Рим» погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть. Из того, что сосуд разбит, ещё не следует, чтобы иссякло и его содержание: истина, хранимая в сосуде, бессмертна;— если конечно в такую истину верить. Бог мог попустить неверных покорить греков, но Он никогда не допустит стереть с лица земли истинную веру и дать над ней торжествовать латинянам или израильтянам. Правая вера;— вечная, неумирающая; иссякнет она;— тогда и миру конец по христианскому мировоззрению. Но мир пока ещё существует, и потому разбитый сосуд должен быть заменён новым, чтобы воплотить вечную истину и снова дать ей внешние формы существования. Третий Рим Таким новым сосудом, новым Третьим Римом и является Москва. — Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд: а) о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка — в 1547 г.); б) о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа, и в) о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам. Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать. Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Теория Третьего Рима до конца XVII ст., а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлечённых вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение её и слышится: более слабое — в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове, более сильное — в воззрениях славянофилов. Идеи Третьего Рима в Италии Итальянский патриот Джузеппе Мадзини пропагандировал идею республиканского Третьего Рима во время объединения Италии. По его мнению, первый Рим императоров и второй Рим пап должен был сменить Третий Рим, народный. В сходном значении выражение «Третий Рим» использовал в своих речах и Бенито Муссолини, подразумевая под «третьим Римом» фашистскую Италию. Примечания ↑ Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. ↑ Впервые опубликованы в: «Православный Собесѣдникъ». Казань, 1861, май, стр. 84—96 (послание Мисюрю-Мунехину и предисловие); 1863, март, стр. 337—348 (послание князю и предисловие). ↑ 1 2 «Послание о злыхъ днехъ и часѣхъ» и «Послание к великому князю Василию, в немъже о исправлении крестнаго хнамения и о содомском блудѣ» ↑ Имеется в виду Откровение Иоанна Богослова (Откр.17:10) ↑ Послание Филофея, игумена Елизаровской пустыни, к Государю великому Василию Ивановичу всея Руси // БАН, собр. Ф. Плигина, № 57, 21.5.15, рук. XVII в. А. 121 об. ↑ Ульянов Н. И. Комплекс Филофея // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 152—162; впервые в: Новый журнал (Нью-Йорк). 1956. XLV. Литература «Полное Собрание Русских Летописей»; Голубинский Е. Е.. «История русской церкви» (М., 1900, т. II, первая половина, стр. 458—468) Дьяконов М. А., Власть московских государей: Очерк из истории полит. идей древ. Руси до конца XVI в. / [Соч.] М. Дьяконова. — Санкт-Петербург: тип. И. Н. Скороходова, 1889. — VI, 224 с. Жданов И. В., «Русский былевой эпос» (СПб., 1895) Жмакин В. И., «Один из литерат. памятников XVI в.» // Журн. Мин. Нар. Пр. — 1882. — № 6. Иконников В. С., «Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории» (Киев, 1869) Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях / [Соч.] Н. Каптерева. — Москва: тип. Л. Ф. Снегирева, 1885. — 580 с. Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Ист.-лит. исследование В. Малинина. — Киев: тип. Киево-Печерск. Успенск. лавры, 1901. — 1029 с. новейшее и самое полное исследование вопроса; ср. его же статью о Филофее в «Трудах Киевск. Дух. Акад.», 1888, № 5). Послания Филофея см. в «Правосл. Собеседнике», 1861, т. II; 1863, т. III, в упомянутой статье Жмакина и в книге Малинина. Прозоровский Д. И., «О регалиях, приписываемых Владимиру Мономаху» («Труды III археолог. съезда», т. II; сравн. его же в «Записках отд. рус. и слав. археологии рус. арх. общ.», т. III) Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.). — М.: Индрик, 1998. 416 с. ISBN 5-8575-9076-0 Стремоухов Д. Н. Москва — Третий Рим: источник доктрины // Из истории русской культуры. (Пер. с англ. по изд.: Speculum. V. XXVIII.1953. N 1. P. 84—101) : Сборник. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. Кн.1. Киевская и Московская Русь.. — С. 425-441. Терновский Ф. А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси / Соч. Филиппа Терновского, экстраорд. проф. Киев. духов. акад. и доц. Ун-та св. Владимира. Вып. 1-2. — Киев: Унив. тип., 1875—1876. — 2 т. Тимошина Е. В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла» // Правоведение : Журнал. — СПб.: 2005. — № 4. — С. 181 - 208. Успенский Ф. И., «Как возник и развился в России восточный вопрос» (СПб., 1887) Шахматов А. А. Путешествие М. Г. Мисюря Мунехина на Восток и Хронограф редакции 1512 г. / А. А. Шахматов. — Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1899. — [2], 23 с. Яковлев В. Сказания о Цареграде: По древ. рукописям / Изд. под ред. В. Яковлева. — Санкт-Петербург: С. В. Звонарев, 1868. — [3], 116 с. Paul Pierling (фр.)русск. «La russie et l’Orient: Mariage d’un tsar au Vatican» (П., 1891; рус. пер., СПб., 1892); См. также Нова Рома Великая идея (Греция) Священная Римская империя Ссылки Третий Рим // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907. Архимандрит Константин Зайцев. Чудо русской истории. Третий Рим Ульянов Олег Германович. Рим-Константинополь-Москва: концепция Translatio Frigii в «Donatio Constantini Magni Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC&oldid=39296053» Последнее изменение этой страницы: 08:38, 17 ноября 2011. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования. Wikipedia® — зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческой организации. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC |
|
Petition ad
Promote here
Investigation and Prosecution of Those Individuals Responsible for Crimes Against Humanity
Investigation and Prosecution of Those Individuals Responsible for Crimes Against Humanity 29 September 2021 The International Criminal Court Office of the Prosecutor Post Office Box 19519 2500 CM The Hague The Netherlands And Ms. Karen Mosoti, or official replacement for the office of Liaison Office of the International Criminal Court to the United Nations 866 United Nations Plaza Suite 476 New York, NY, 10017 USA 212-486-1346/47/62 Email: otp.informationdesk@icc-cpi.int Dear...
Petition ad
Promote here
Open Letter from Indiana University Bloomington Faculty re: Campus Protests and Arrests
Open Letter from Indiana University Bloomington Faculty To: The Indiana University Board of Trustees, Indiana University Alumni, and Concerned Citizens of the State of Indiana As faculty members of Indiana University Bloomington, we are appalled and ashamed by the militarized response to the peaceful campus protests against Israel’s war in Gaza. President Whitten and Provost Shrivastav authorized an unnecessarily aggressive reaction first on Thursday, April 25, and again on Saturday, April 27....
Petition ad
Promote here
FREE GOJO
I HAVE BEEN UNFAIRLY BANNED BC "STAFF AND THE COMMUNITY DO NOT LIKE ME" #FREEGOJO...
Petition ad
Promote here
Keeping our eye's on children that are not in the publics eye's. If children are home or cyber schooled there should be a set time for them to be checked upon.
I am suggesting this petition for mandated reporters to visit homes of homed ,online or cyber schooling students. It should be a monthly in home visit by a mandated reporter to check in on children that are not in the public eye. This should be a Nationwide law. Too many children are not seen and heard from for months at a time. A mandated reporter can see signs of neglect or abuse. This needs to be put in place for the Safeguard of our children....
Petition ad
Promote here
Petition to let Pop play Wemby against Portland on Friday 12/29
Due to Wemby's bad-ass performance against Portland on Thursday we hereby petition Gregg Popovich to play Victor Wembanyama on Friday night even though it's the second game of a back to back and Pop said he wouldn't play partly because Wemby stepped on a dumbass ball-boy in Dallas. Hereby and Soforth this petition is forever entered into the record. ...
Petition ad
Promote here
Indiana University Bloomington Faculty Requesting President Whitten Remain as President
This petition has been moved to https://rasmusen.org/special/whitten.htm. There, you can find details on how to sign. The petition was moved because petitions.net software does not allow for the removal of improper signatures. To: The Indiana University Board of Trustees, Indiana University Alumni, and Concerned Citizens of the State of Indiana As tenured or retired faculty members of Indiana University Bloomington, we wish to show our support for President Whitten. This petition is...
Petition ad
Promote here
Add petition "Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita" to this listCops in Utah should know what lewdness means before charging anyone with it
Someone I know got charged with lewdness even though they made sure to pick a very remote spot in a parking lot to have sex with their partner in. They're both consenting adults and have never been charged with a sex crime before. That cop literally could have just let those people off with a warning and told them not to do that again instead of charging them with lewdness and not even telling them about their rights to remain silent. Apparently someone somehow saw them having sex in a car and h...
Is there something you want to change?
Change doesn't happen by staying silent. The author of this petition stood up and took action. Will you do the same? Start a social movement by creating a petition.
Start a petition of your ownOther petitions you might be interested in
Stop child predator from teaching children
1063 Created: 2024-04-19
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 1063 | 1060 |
30 days | 1063 | 1060 |
Open Letter from Indiana University Bloomington Faculty re: Campus Protests and Arrests
1014 Created: 2024-04-28
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 1014 | 1007 |
30 days | 1014 | 1007 |
To allow kids in GPISD to continue wearing regular backpacks for the 24-25 school year
181 Created: 2024-05-02
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 181 | 178 |
30 days | 180 | 178 |
SDSCPA Bus Campaign
153 Created: 2024-04-15
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 153 | 152 |
30 days | 119 | 118 |
Facilities Concerns at Leonard R. Flynn Elementary School
116 Created: 2024-04-08
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 116 | 115 |
30 days | 112 | 111 |
Help save Mr. Wheat’s job!!!
56 Created: 2024-05-02
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 56 | 56 |
30 days | 56 | 56 |
Petition for Vanity to have more practice time in Holloway Hall
52 Created: 2024-04-23
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 52 | 51 |
30 days | 52 | 51 |
Rescue MFM church victims from Dr.DK Olukoya
169 Created: 2024-04-24
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 169 | 44 |
30 days | 169 | 44 |
Cape to Cairo on Foot: World Record Attempt in Jeopardy in Ethiopia
1086 Created: 2024-04-15
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 1086 | 23 |
30 days | 1066 | 23 |
FREE GOJO
24 Created: 2024-05-10
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 24 | 20 |
30 days | 24 | 20 |
Make polygamy legal in Ireland so we can save US citizens by marrying them and getting them green cards.
27 Created: 2024-04-26
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 27 | 19 |
30 days | 27 | 19 |
The Community of Mvenyane & KwaBhaca Crying out Loud for the Ineffective Upgrading of District Road DR08017 from Cedarville R56(Kaka's hill) to N2 Mount Frere- kwaBhaca
2002 Created: 2024-01-31
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 2002 | 21 |
30 days | 1484 | 18 |
Petition for Review and Investigation of Wrongful Prosecution in Senzo Meyiwa Murder Trial
1771 Created: 2024-04-26
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 1771 | 14 |
30 days | 1771 | 14 |
Open Letter from the University of Florida Community on Campus Protests and Arrests
12 Created: 2024-05-02
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 12 | 12 |
30 days | 12 | 12 |
AVROTROS: don’t broadcast the ESC final!
3376 Created: 2024-05-11
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 3376 | 9 |
30 days | 3370 | 9 |
Flood Lights at Baisley Pond Cricket Field
10 Created: 2024-05-09
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 10 | 9 |
30 days | 10 | 9 |
فعال سیاسی بیژن مرادی در خطر دیپورت به ایران توسط دولت ترکیه است
472 Created: 2024-03-24
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 472 | 34 |
30 days | 36 | 9 |
Student/Alumni Petition In Support of Prof. Abdulkader Sinno
365 Created: 2024-01-11
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 365 | 351 |
30 days | 10 | 8 |
NoHurt4Kurt
7 Created: 2024-04-25
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 7 | 7 |
30 days | 7 | 7 |
Utah took my kids illegally help me get them back!!!
39 Created: 2024-04-07
Time period | All countries | United States |
---|---|---|
All time | 39 | 39 |
30 days | 7 | 7 |
Petitions.net
We provide free hosting for online petitions. Create a professional online petition
by using our powerful service. Our petitions are mentioned in the media every day, so creating a petition is a great way to get noticed by the
public and the decision makers.